Просят уничтожить расписку после сделки либо вернуть ее. Как к этому относиться?
Бывают случаи, что в ходе оформления сделки другая Сторона, особенно при завершении сделки, просит вернуть друг другу выданные ранее расписки, уничтожить их, чтобы тем самым, якобы завершить расчет.
На наш взгляд, это не следует делать по следующим причинам:
Все имеющиеся расписки, так или иначе доказывают проведение сделки и могут потом понадобиться в спорных ситуациях. Даты выдачи расписок, текст в них, суммы, все это может иметь большое значение.
Если вам предлагают что-то уничтожить, скрыть, занизить цену и другие подобные вещи, всегда стоит насторожиться. Смысл всех этих действий в попытке получить какую-то незаконную выгоду.
Самый простой — риэлтор, который работает в агентстве недвижимости и увел оттуда себе заказ, хочет скрыть факт совершения сделки, если он где-то фигурирует в документах.
Более сложные случаи, когда другая сторона предлагать уничтожить расписки для того, чтобы тем самым исключить возможность доказать совершение сделки или скрыть какие-то факты. Например, что бы уйти от выплаты налогов, при этом вам объяснят, что для вас это тоже выгодно.
Легче всего сделать это при проведении наличных расчетов либо через банковскую ячейку, где опять-таки фигурируют наличные денежные средства. Тем самым, изымается какое-то доказательство получения денег, а сам он декларирование не производит.
Этот путь заведомо опасный, поскольку возникают многочисленные риски. Например, бывают случаи, когда сделки срываются либо потом опротестовываются и встает необходимость доказать, сколько реально Вы получали или платили и.т.д. Вы занизили цену что бы платить меньше налогов, а после отмены сделки вам вернут только сниженную стоимость и т.д.
Попытки получить выгоду за счет снижения налогов можно назвать только игрой с огнем. Наше государство не позволит за свой счет богатеть кому-то и за последние годы научилось гораздо лучше считать доходы и налоги с них. Примеры даже таких олигархов как Ходорковский, показывают чем это может кончится, что уже говорить про простых смертных у которых нет возможности нанять налоговых юристов и просчитывать все налоговые риски. Поэтому все такие способы достаточно наивны и существуют только пока вы не попадетесь налоговикам на глаза, а это может произойти в любой момент. Тем более, что электронный документооборот в стране улучшается год от года и контроль будет только возрастать, как бы мы к этому не относились.
На наш взгляд, все подобные действия ведут к излишнему усложнению сделки, при том, что сделка с недвижимостью и без этого, сложная сфера. Если Вы еще и собственными руками, будете вносить недостоверные данные, это может сыграть отрицательную роль в самы неподходящий момент.
Мы предлагаем всегда придерживаться фактических условий Договора, оговоренных заранее условий сделки, и точно отражать их содержание в расписках. Не нужно мудрить и пытаться просчитать все последствия, если только вы сами не налоговый инспектор или риэлтор со стажем, и отражать все как есть.
Что касается налогов, нужно идти не путем уклонения от них, а грамотного налогового планирования. Нужно просто заранее проконсультироваться у специалиста о разных схемах сделки и возможных налогах и выбрать потом оптимальную. Собрать необходимые документы и подать их потом в налоговый орган. Конечно это стоит денег и усилий, но возможные доначисления и потраченные нервы потом, того стоят.
Расписки лучше составлять в двух экземплярах для каждой из Сторон. Продав квартиру, а потом, приобретя новую, Вы можете получить вычет или зачесть свои расходы, чтобы не платить налог, и для доказательств расходов или доходов эти расписки, могут оказаться очень даже нужными.
Обращайтесь!